Форум «Родовое поселение «Росинка»
ПоискFAQПользователиГруппыВход
7.3.5  Народные приметы

 
Ответить на тему    Форум «Родовое поселение «Росинка» » 7.3  Мудрость древних Предыдущая тема
Следующая тема
7.3.5  Народные приметы
Автор Сообщение
Кристина
Юный следопыт «Одноклассников»


Зарегистрирован: 05.03.2008
Сообщения: 1972
Откуда: г. Москва. РП Росинка: поместье 56-17

Сообщение 7.3.5  Народные приметы Ответить с цитатой
   
    Многовековая народная практика показывает, что, анализируя поведение целого ряда растений, можно делать правильные долгосрочные прогнозы погоды. Так, люди издавна подметили, что именно наши родные русские берёзы очень часто реагируют на все изменения в природе. Хотите узнать, каким будет лето? Присмотритесь к березам! «Опушатся раньше клена – сухое, позже – дождливое. Если весной береза раньше ольхи выкинет листья – будет лето сухое, а если ольха первая распустится - замучают холода и дожди»,- гласит народная мудрость. Дождливым лето будет и тогда, когда весной из березы течет много сока. А какой будет весна? Об этом березы рассказывают осенью. «Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней». И о зиме можно кое-что узнать, наблюдая за березой! В начале октября с нее лист не опал – снег ляжет поздно. А если все происходит в срок – то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель. Существуют аналогичные народные приметы и с участием рябины, особенно связанные с её цветением. Зацвела рябина – кончились заморозки, устанавливается надолго «рябиновое тепло». Именно эта примета подтверждается многолетними наблюдениями. А вот ещё: «Начало цветения рябины огородникам указ – можно сеять огурцы и помидоры. Хорошо рябина цвела – к урожаю льна. Позднее цветение рябины – к долгой грибной осени». Безусловно, нельзя воспринимать эти приметы как аксиому, но учитывать накопленные веками знания - никогда не помешает!

   
Вс 17 Май 2009 21:05 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
VV
Светловолосый брат VladimirVas'a


Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 2163

Сообщение Ответить с цитатой
   
ПРИМЕТЫ



    В древней рукописной книге «Иконопись», может быть частию переведённой с греческого, или позаимствованной у греков, вставлены тут и там, между описаниями постановки, положения и одежды, любопытные заметки о тайнах живописи, вроде следующих: «Подзолотой пробел краски творить на яйцо, а яйцо бы свежее было, желток с белком вместе сбить гораздо, да тут закинуть соли, ино краска некорчитца, на зубу крепка. И первое разбить, процедить сквозь плат».
    «Вначале тереть мягко со олифою вохры, в которой примешать шестую часть сурику. И истерши вложить в сосуд медной и варить на огне и прибавить малу часть скипидару, чтоб раза 3 или 4 вскипало кверху, потом пропусти сквозь трепицы, чтобы не было copy, а как будет варитца, то хотя прибавить смолы еловой чистой пропускной».
    «Трава на реке на берегу растёт прямо в воду. Цвет у неё жёлт, и цвет от неё отщипать да ссушить. Да камеди положить и ентарю прибавить да стереть всё вместе и месить на пресном молоке. Пиши, что хошь, будет золото».
    «Взять яйцо свежее от курицы молодушки и выпусти из него белок чистой и положи в желток ртути и запечатать серою еловою и положить под курицу, которая б по три цыплёнка высиживала, и выпарая взять яйцо из-под курицы и смешать спичкою чистою и будет яко золото и пиши на чём хочешь, пером или кистью».
    Обратимся теперь ко второму разряду поверий, изобретённых первоначально для того, чтобы застращать человека, заставить, малого и глупого, окольным путём, делать то, чего напрямик добиться от него было бы несравненно труднее. Эти поверья каждый мальчишка затверживает с тятей и мамой, повинуется им безответно и следует им безотчётно. Например: не сорить, не ронять ни одной крошки хлеба, иначе будет голод и неурожай; другими словами: хлеб дорог, береги его и уважай его, как нужнейший нам Божий дар. Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмётся за другой, или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это, как поверье, глупо; но как правило житейское, хорошо и полезно. Не макать хлеба в сольницу, потому что крошки туда падают и соль, вещь покупная у мужика, засорится, не класть испечёный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстаёт и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть. Скорлупу от выеденных яиц должно давить на мелкие части, иначе, если она попадёт на воду, то русалки построят себе из неё кораблик и будут плавать, на зло и смех крещёным людям; а если скорлупа останется на дворе и в ней накопится дождевая вода, да сорока напьётся, то у того, кто выкинул скорлупу, будет лихорадка. Сущность дела, вероятно, та, что скорлупа, выкинутая целиком, поваживает собак таскать яйца и даже учит кур и уток наклевывать и выпивать их. Кто, не разбирая постов, есть скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку эту для легкомысленных ребят. Маленьким ребятишкам говорят также в пост, что молочко улетело на берёзку, и указывают на первого веселенького воробья. Муха во щи залетела – счастье, придумано, конечно, для успокоения брюзгливых и прихотливых. Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают то же наставление, подкрепляя его только более дельными доводами. Свистать в комнатах почитается или грехом, или дурным предзнаменованием; вероятно потому, что в жилом покое, где люди есть, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет. Поверье моряков, что в тихую погоду можно насвистывать ветер, который от свиста мало-помалу свежеет, должно отнести к тому, что в безветрие от скуки и нетерпения морякам нечего делать, и надо чем-нибудь позабавиться. Порожней колыбели не качать, а то дитя жить не будет; этим унимают старших баловней, от которых и без того в тесной избе некуда деваться. Новорожденную должно купать в белом белье, чтобы бела была и нежна. Это недурно придумано, для того, чтобы заставить неопрятную мать или мамку не мыть ребёнка в грязном белье, от которого и вода вся делается грязною; хотя многие этого не понимают. Через порог не здороваться; поссоришься, либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку. Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушёл, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться. Не заставляй пришивать пуговицы на себе, или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка хозяек наших, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и ещё торопит. Кто свищет в ключ, занятие не для всех слушателей приятное, тот просвищет память, позабудет, где что положил. Кто сидя от безделья ногами болтает, тот черта качает; этим просто отучают от дурной привычки. Ребёнка до шести недель никому не показывать, т.е., не раскрывать и не выносить; ребёнка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! и многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребёнка должно только на весну, а не когда попало. Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет [общее и повсеместное поверье, что встречный предмет, особенно неприятный, имеет влияние на роды беременной женщины и даже на наружность ребёнка, существует также в России и притом во всех сословиях]. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет – и это придумано с добрым расчётом. Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос. Впрочем, о поверьях, касательно соотношений разных частиц, взятых от плоти нашей, к живому телу и об основанных на этом чарах, – было говорено выше. Коли домовой завьёт у лошади по-своему гриву, то не трогать её, а то он рассердится и испортит лошадь: правда, космы в гриве – это болезнь, род колтуна, и если их остричь, то лошадь всегда почти захворает. Порядочным людям грешно купаться после Ильина дня (20-го июля); а после Ивана постного (29-го августа) грешно уже всякому, даже и сорванцу; потому что в конце июля вода дрогнет, как говорится, и зацветает; а в конце августа она холодна и ребятишки, набегавшись наперёд, легко простужаются. Яблоки грешно есть до Спаса, а орехи прежде Воздвиженья; это основано на том, что до сих сроков яблоки и орехи редко вызревают и что ребятишек трудно удержать от незрелого, нездорового лакомства, если не настращать их и не уверить, что это грешно. Слово грешно, в народном предании, отвечает известному табу островитян Южного океана и заключает в себе понятие о строгом запрещении, не входя в смысл, значение и причины его. Если кто бьёт домашних своих лучиной, как иногда привыкли делать злые старухи, тот сам иссохнет как лучина; недурно, если бы все этому свято верили. Кто в большой праздник проспит заутреню, того купают, бросают с размаху в воду, или обливают – обычай старинный, запрещённый даже особым указом 1721 года апреля 17-го. Вдова не должна быть в церкви, когда венчают; потому что в такое время вдова напоминает молодым неприятное и тем нарушает общее веселье. Ключей не класть куда попало на стол, иначе выйдет ссора в доме, а класть их всегда на определённое место, в стороне. Это поверье удивительно полезно и справедливо: как только хозяйка станет раскидывать ключи по столам, куда попало, то непременно вслед за тем станет искать их, обвинять и подозревать других, и выйдет брань и ссора. Перебираясь на новое жильё, в старом не покидать copy, тряпья, черепков и проч. Во-первых, это-де подаст повод обвинять вас в колдовстве, а во-вторых, и вас можно над этим изурочить. В сущности же, полезное поверье это велит всякому, выбираясь из дому, выметать хоть сколько-нибудь жильё, где доведётся вслед за тем жить другому. Корова с подойником продаётся, а лошадь с недоуздком: это должна быть выдумка дешёвых покупателей и хозяйственных скопидомок, и дело вошло в обычай; продавцу, взяв деньги, можно придать к скотине такую безделку, притом и необходимую при самой покупке, а покупателю всё годится, как Осипу Хлестакова. Не должно спрашивать хозяйку, сколько у неё дойных коров, сколько кур несётся, сколько наседок; это значит, кажется: не заботься о чужом хозяйстве. С кладбища, с похорон, ни к кому не заезжать; привезёшь смерть в дом; или же, возвратившись, приложить ладони трижды к печи: это не есть поверье простолюдина, а изобретение наших старушек, которые боятся смерти и не любят об ней вспоминать. Покойника должно как можно скорее снять с постели и положить на стол; душа его мучится за каждое пёрышко в перине и подушке; это крайне дурное, бесчеловечное поверье, которое причиною тому, что у нас весьма нередко человека ещё заживо стаскивают с постели и тормошат на все лады, также придумано досужливыми вещуньями, коим везде и до всего дело и которые не могут дождаться часу, где до них дойдёт очередь распоряжаться. В некоторых местах бессмысленная и наглая услужливость их доходит до того, что они стаскивают умирающего с одра смерти и торопятся обмыть и одеть его, покуда он ещё не остыл, может быть, покуда он ещё дышит. Первоначально все обычаи, относящиеся к этой торопливости, возникли, вероятно, от желания кончить, как можно скорее, печальные обряды и дать осиротевшим покой; но это употребили во зло, самым непростительным, бесчеловечным образом. Поверье, что у грешника ангелы душу сквозь ребра вынимают, чтобы она только и досталась сатане, принадлежит к числу вымыслов поэтических и также к числу суеверных острасток; подробный рассказ о том, как это делается, может быть удержит многих от дурного поступка.

    Если гости уйдут домой, после обеда или ужина, прежде, чем скатерть снята со стола, то женихи откажутся от хозяйских невест; у нас говорят, вместо этого, просто: невежливо бежать от стола, как от корыта, и это выходит на то же. Какое-то естественное приличие требует посидеть, поблагодарить хозяйку, дать ей время управиться немного с хозяйством и не принимать такого вида, будто пришёл с тем только, чтоб накушаться и уйти. Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр., хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей весёлого расположения. Кто змею убьёт, тому прощается 40 грехов. Это поощрение, конечно, изобретено бабами, которые боятся змей. Кто 40 покойников проводит, тому отпускается три тяжкие греха; выдумка охотниц до кутейных пирушек. Не годится прощаться и уходить, если у хозяйки не допита чашка чаю, и точно, не годится, можно обождать, покуда она её допьёт. Бабе грешно резать или колоть птицу, а четвероногое животное и подавно; это должен делать мужчина. В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести. В последнем по мере мы видим отговорку или оправдание женщин, коих чувство противится нанесению смертного удара, или у коих рука не поднимается на утку или курицу.

    Обратимся к третьему разряду поверьев, к таким, кои в сущности своей основаны на опыте, на замечаниях, но которые при всём том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл. Сюда относятся замечания о Погоде, об урожае, или так называемый календарь земледельца. Зима без трёх подзимков не живёт. Через 6 недель после первого снега с морозом, становится зима; в день Благовещения и Светлого Христова Воскресения бывает одинаковая погода; в день Алексея Божьего человека, 17-го марта, разверзаются все подземные источники; в день Преполовения, и в день Казанския Богоматери, 22 октября, всегда идёт дождь: в день Илии Пророка всегда бывает гром – а к этому уже досужие толкователи прибавляют: а если не будет грома, то в этот год кого-нибудь убьёт грозою или зажжёт дом. Реки вскрываются, когда дня бывает 14 часов, это поверье со средней Волги, и там оно подходит довольно близко к истине. Если беляк-заяц рано белеет, и когда зайцы с осени жирны, когда хомяк таскает рано большие запасы, – то будет внезапная и холодная зима. Если пчёлы рано закупориваются, то будет ранняя и строгая зима, и наоборот: когда они заводят в другой раз детку, то будет продолжительная и тёплая осень. Не знаю, до какой степени все эти приметы верны, но нельзя утверждать, чтобы у животных не было какого-то, для нас вовсе непонятного, предчувствия относительно погоды. Известно, например, всякому, что скотина глухо мычит перед дождём и бурей, дышит и роет землю; собака скучает и ест траву; петухи кричат взапуски с лягушками; воробьи и утки купаются в пыли, на сухой земле; галки с криком вздымаются высоко, роями; ласточка ширяет низко; на море морская свинка играет, бурная птица является внезапно и скользит по волнам; на этом и основаны живые барометры; зелёная лягушка, пиявица, рыба вьюн, предвещают довольно верно погоду, если держать их в склянке с водою. Нередко человек предчувствует ведро и ненастье: мозоли болят, пальцы горят, ломота появляется в раненых или ушибенных членах и проч. Есть люди, кои безотчётно, по какому-то тёмному, но верному чувству, угадывают близость кошки, как бы она не спряталась. Если солнце красно заходит, то на другой день будет ветрено; если пасолнца является, то это на мороз. Перед ненастьем табак льнёт к крыше табакерки, как замечают табачники; перед ведром крышка ослабевает. Горничные наши знают, что после дождя и перед ветром подушки и перины делаются, как они говорят, легче, выше вздуваются. Таким образом, рассматривая собственно поверья, основанные на правильных замечаниях, но не всегда верно применяемые, мы невольно опять возвратились к поверьям сочувственным или симпатическим, как мы и вперёд оговорились, сказав, что все принятые нами разряды незаметно друг в друга переходят. Если лучина трещит, когда горит, и мечет искры, то будет ненастье. Это довольно верно; значит, лучина отсырела более обыкновенного и воздух вообще сыр. Если кошка спит, подвернув голову под брюхо, то это зимой на мороз, а летом к ненастью. Сюда же принадлежат поверья и приметы относительно ожидаемого урожая, и между ними есть такие, кои достойны всякого внимания; например: крестьянин замечает, как колос зацветает: снизу, со средины, или сверху; чем ниже, тем дешевле будет хлеб, а чем выше, тем дороже. Другими словами: здоровый и обильный колос всегда должен зацветать снизу; тогда можно надеяться урожая, если град не побьет и червь не поест, и тогда хлеб будет дёшев; а чем выше колос зацветает, тем менее он даст, потому что плевелки ниже цвета всегда бывают пусты и не дают зерна, и, стало быть, тем дороже будет хлеб. Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно будет урожай на хлеб. Когда рябина сильно цветёт, то будет, говорят, урожай на овес; много ягод на рябине предвещает строгую зиму, может быть, если предположить, что природа заготовляет на этот случай корм для птицы. Посему и заготовляют тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою. Если день Богоявления (января 6) тёплый, то хлеб будет тёмный, т. е. густой; если ночь звездистая, то будет много ягод; а если, во время посева, у жуков под брюхом много яичек (вшей), то будет урожай; если они на передних лапках, то должно сеять ранее, если на средних, то позднее, а если на задних, то ещё позже. Последние приметы, вероятно, одна только шутка. На средокрестной неделе великого поста, пост преломляется пополам, пекут кресты, а ребятишек покрывают решетом или кадкой и бьют сверху палкой, чтоб слышали и помнили, как пост переломился пополам. Судя по ценам в день Ксении полузимницы или полухлебницы (янв. 24), заключают об урожае и о ценах на хлеб во весь предстоящий год. С этого дня остаётся ждать нового хлеба столько же времени, сколько ели старый. Февраль – широкие дороги – 4-го марта Герасима Гречевника. В день 40-ка мучеников, 9-го марта, прилетают сороки и жаворонки, почему и пекут 40 жаворонков. Марта 17-го, Алексия Божьего человека: Алексея с гор потоки, с гор вода, а рыба со стану, т. е., рыба трогается с зимовья и трётся под берегами. Марта 19-го Хрисанфа и Дарий; Дарий, жёлтые проруби, замарай проруби; Марта 25-го, Благовещение, если мороз, то будет много огурцов. Апреля 1-го, Марии Египетской, зажги снега, или заиграй-овражки. Апреля 3-го ап. Иродиона: уставь или заставь соху, пора пахать под овес; когда заквакают лягушки, то пора сеять овес; когда появятся крылатые муравьи, сеют хлеб. Овес сеять хоть в воду, да в пору; а рожь, обожди часок, да посей в песок. В великий четверток мороз, так и под кустом овес; а озимь в засеку не кладут, т. е., не верь всходам с осени. Снегу много, хлеба много, говорит народ. Апреля 16-го, Ирины разрой берега. Апреля 25-го, Великомученика Георгия выгоняют скотину. Если дождь, то в этот год скот хорошо пойдёт. Георгий везёт корму в тороках, а Никола (9 мая) возом. Мая 5-го, Ирины рассадницы: сеют капусту. Это же время считается ветреным и потому удобным для палов, для выжигания полей, потому что пал, для безопасности, всегда пускается по ветру туда, где не опасно. Мая 13-го, муч. Гликерии, Лукерья-комарница, появляются комары. Мая 14-го Исидора, садят огурцы. Мая 18-го, семи дев: веют первый лен. Мая 21-го Константина и Елены: ранний лен и поздняя пшеница. Мая 29-го, Феодосии волосяницы: рожь колосится. Мая 31-го, Еремия повесь-сетево: т. е., кончай посев. Июня 13-го, Акулины гречушницы: сеют гречиху. 1-го июля, Казанския Богоматери, лучший день для сбора касмахи или червца, который будто собирается изо всей окружности под один куст; кто найдёт его, найдёт много вдруг. Июня 20, Пророка Илии: если дождь, то будет мало пожаров; всегда бывает гром и где-нибудь убивает человека. В иных местах говорят ещё, что в этот день дана воля всем гадам и лютым зверям, а потому и нельзя выгонять скотину в поле. Иные верят также, что в день Рождества Христова скотину не должно выпускать из хлевов. В Стефанов день поят лошадей через серебро. Августа 1-го, происхождение св. Древ: первый Спас; можно есть яблоки. Августа 13-го, Флора и Лавра, кончай посев ржи. Августа 23, св. Луппа, морозом овес лупит; первые утренники. Без воды зима не станет; дожди, потом следуют подзимки, а там морозы, которые разделяются на Никольские, рождественские, крещенские, афанасьевские, стретенские, и наконец мартовские заморозки. Оттепели должны быть: михайловские, 3-го ноября; введенские, 21-го ноября и проч. Августа 29-го, Иоанна Предтечи: не варят щей, потому что кочан капусты напоминает усеченную голову. Сентября 1-го, бабье лето, начало женским сельским работам; сентября 14-го Воздвижение, кафтан с шубой сдвинулся. Октября 22-го, Параскевии-льняницы; пора мять лен. Ноября 26-го, Егорий с мостом, а Никола с гвоздём, декабря 6-го. О зимнем пути говорят: либо недели не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь. Первый прочный, постоянный снег выпадает ночью, а денной сходит; это довольно верно. 12-го декабря, солнце поворотилось на лето, а зима на мороз. Если в день Рождества Христова много инею, опоки на деревьях, то будет урожай на хлеб. В день Наума, 1-го декабря, в Малороссии отдают детей в школу, полагая, что они тогда более ума наберутся.

    В южной Руси частью те же, частью и другие поверья, о погоде, урожае и проч., и в особенности замечается игра слов или созвучий подающих повод к поверью; наприм., 23-го июня, Иоанна Предтечи, смешивают с Крестителем и с Купалою языческим и называют день Ивана-Купалы; Пантелеймона (27-го июня) называют Палий и боятся в этот день грозы; празднуют, мая 11, обновление Царяграда, иначе хлеб выбьет градом; июня 24, Бориса и Глеба, называют барыш день, и празднуют его для получения во весь год барышей; если июля 19, в день Макрины, ясно, то осень будет сухая, а если мокро, так ненастная. 26- го января, Ксении полухлебницы или полузимницы, замечают цены на хлеб: если поднялись, будет дорог, если нет, то наоборот. Февраля 9-го, в день Сретения Господня, лето встречается с зимою; коли снег метёт через дорогу, то будет поздняя весна, а коли не метёт, то ранняя, и проч.

    К сему же и частью к предыдущему разряду принадлежат и следующие поверья, не относящиеся до календаря земледельца: если выкинет из трубы, то должно опустить в неё живого гуся: распустив в испуге крылья, гусь, при этом падении, может иногда погасить пламя. Известные пятнышки на лице, вроде веснушек, появляющиеся временно у женщин, называют метежами, и говорят, что внезапное появление их есть верный признак беременности. В этом поверье есть истина; но она отнюдь не безусловна. Телятину есть считают грехом; вероятно, это произошло от хозяйских расчётов: во-первых, деревенские коровы перестают доиться без телят; во-вторых же, не расчёт съесть телёнка, из которого через 2-3 года выйдет полнорослая скотина. Кроме того, почитают грехом есть голубей, как священную птицу; не едят зайцев и всех вообще слепорожденных животных и однокопытчатых, т.е., с нераздвоенными копытами, вероятно, на основании Ветхого Завета. Угря не едят, не признавая его рыбой; а как, по пословице, в поле и жук мясо, то разрешают есть угря, когда в семи городах нельзя будет найти рыбы. Сома не едят, потому что сом чертов конь; рыба эта жирна, не вкусна и не здорова, кроме плеса, который идёт в пирог. Раков не везде едят; уральские казаки называют их водяными сверчками и выкидывают из сетей. Зато во многих местах простолюдины не брезгуют грачами, галками и воронами; но сорок нигде не едят; а по уверению бывалых людей, в некоторых местах России запекают в пироги полевых мышей, под названием житничков. Очень умно, если это делается; но я нигде толком не мог о том доспроситься.

    Ямщик, если вы нанимаете его на протяжных, ни за что не повезёт барыню с кошкой, уверял, что от кошки лошади худеют; от табаку, напротив, по уверению извозчиков, лошади добреют, и потому табак для них кладь желанная. Извозчики, с коими рядились для отвоза из Ромна шерсти и табаку, за провоз последнего делали маленькую уступку. Если верить другому поверью, что чепрак из барсовой кожи вреден для лошади, то можно допустить также однородное влияние кошки; я говорю только, что подобное дело сбыточно, хотя и совсем вероятно. Так например, известное влияние кошки же на змею весьма замечательно: змея не боится самой злой собаки, напротив, самая злая и смелая собака сильно пугается змей; но лишь только подойдёт к ней кошка, как змея мгновенно свертывается в клубок и, схоронив голову, лежит не смея дохнуть, не бежит, не защищается, и кошка смело её грызёт. Индюшки также заклёвывают змей, преследуя их с остервенением; овцы пожирают ядовитых тарантулов, от укушения коих другие животные умирают, по крайней мере, долго хворают.

    Суеверие, будто у скопы ядовитые когти, вероятно, вышло просто из того, что скопа довольно странная птица, соединяющая в себе свойства хищных и водяных птиц; она питается рыбой, хватая её не клювом, а когтями.

    Выше говорили мы об остатках язычества; христианство вытеснило их из области веры, и они нашли приют в поверьях или суевериях.

    Нельзя не отнести сюда всех суеверных обрядов, соединенных у простолюдинов с обрядами веры; их много; все пересчитать трудно. Обращаются, например, в известных случаях, с молитвою исключительно к тому или другому св. угоднику, полагая, что тогда молитва будет лучше услышана; молятся от слепоты – Казанской Богоматери; от глазных болей – Мине Египтянину, Лаврентию Архидиакону, Логину сотнику; от болезней вообще, Богородице Всех Скорбящих; от головной боли – Иоанну Предтече; от зубной боли св. Антипию; от лихорадки – св. Марою, также Фотинии или Василию Новому; от грыжи, – Артемию; от бесчадия, – Роману чудотворцу, также св. Ипатию; от трудных родов: – Богородице Феодоровской или св. Екатерине, если муж возненавидит жену – св. Гурию, Самону и Авиве; о согласии супругов – св. Евангелистам; о здравии младенцев – Богородице Тихвинской, Симеону Богоприимцу; от родимца – св. Никите; от оспы, Конону Саврийскому; о просвящении разума на грамоту – Козме и Демиану; на иконное писание: Иоанну Богослову; о сохранении от смерти без покаяния, – св. Палсию; об изгнании лукавых духов – св. Нифонту, или Марофу; о сохранении целомудрия – Мартимиану, Иоанну многострад., Моисею Угрину, Финаиде; от запоя – Вонифатию, также Моисею Мурину; от грозы – Богородице Неопалимой Купины, также Никите Новгородскому; о ведренной погоде – св. Илии; от потопа и беды на войне и на море – св. Николаю Чудотворцу; от скотского падежа – св. Медосту, также Власию; от конского падежа – св. Флору и Лавру; о сохранении скота от зверя – св. Георгию; он же защитник девиц и покровитель сельских работ; об овцах, св. Мамонту, или св. Анастасии; о свиньях, – св. Василию Великому; о пчелах – св. Зосиме и Савватию; о курах – св. Козме и Демиану, или св. Сергию; о гусях – св. муч. Никите; о рыболовстве – св. Ап. Петру; о добром сне и грёзах – девяти мученикам; от вора и обидчика, Иоанну Воину; о обретении покражи и бежавших рабах – Феодору Тирону; о укрощении гнева человека – Прор. Давиду; от очарования – св. Киприану и Устинии, – и проч.

    Многие из принадлежащих сюда поверьев до того тесно связаны с народною поэзиею, что настоящий их источник не всегда может быть указан, особенно при малых сведениях наших о дохристианском русском мире, в существе своём также поэтическом. Сюда принадлежат обычаи, поверья и обряды в различные праздники, столь подробно описанные г. Снегирёвым. Наприм., игры и обряд на Ивана Купала, колядованье на Рождество, щедрованье на Новый год, семик и проч. Сюда же принадлежит поверье, что в пятницу грешно работать, а наши субботники, или русские жиды, шабашат в субботу; также обычай опахивать в полночь деревню, впрягая девок в соху, чтобы избавиться от мора, от скотского падежа, бабы и девки едут, верхом на помелах и лопатах, и убивают до смерти первую попавшуюся навстречу живую тварь; это неистовые вакханалии, шабаш ведьм, где в прежние времена нередко случались убийства, для избавления околотка от чумы. Вместо того заливают также в одну ночь во всей деревне огонь, а там разносят по всем дворам древесный или живой огонь, добытый трением; для него устраивают род деревянного точила, которое после хранят в тайном месте. Этим же огнём поджигают разложенное в разных местах курево. Это средство известно по всей южной и восточной границе России, начиная с Чёрного моря до Китая. Есть ещё иное средство от падежа на скот: должно согнать с вечера внезапно весь скот на один двор и обставить его строго караулом; с рассветом хозяева должны сами разбирать скотину, каждый свой, выпуская её осторожно по одной из ограды; останется одна корова лишняя, ничья: это-то и есть самая моровая, или коровья смерть, и её должно взвалить на поленницу и сжечь живьём. Эти поверья постепенно переходят к поэтическим вымыслам, в коих видна игра воображения, или дух времени, или просто иносказание и народная поэзия, принимаемая ныне нередко в прямом, насущном смысле за наличную монету. Например: в благовещенье птица гнёзда не вьёт; если же она завьёт гнездо или проспит заутреню, то у неё на время отымаются крылья и она делается пешею. К последнему поверью, вероятно, подали повод подлини, птица, у коей правильные перья вылиняли и которую тогда можно ловить руками. В день 40-ка мучеников, 9-го марта, когда пекут жаворонков, уверяя, что они непременно в этот день прилетают, говорят также, что сорока положила уже 40 палочек в гнездо своё. В южной России, ласточка есть представительница чистоты христианской; воробей же, напротив, представитель жидовства. К поверью, что птица в благовещенье не вьёт гнезда, присовокупляют: кроме окаянного воробья, который не знает праздника. В день Благовещенья и в Светлое Воскресенье, между заутреней и ранней обедней, солнышко от радости играет, в чём нетрудно убедить кого угодно, заставив его смотреть прямо на солнце, оно заиграет в глазах. В Петров день, 29-го июня, солнце играет радугой на восходе, то выказывается, то опять прячется; в ночь Иоанна Крестителя, на 6-е января, вода в проруби играет и плещет. Если курица снесёт яйцо в Благовещенье и его подсунуть наседке, то непременно выйдет урод. Во все время между рождеством и масленой, где целый ряд праздников, грешно прясть. Если девка или баба шьёт, работает в заговенье, или по праздникам, то у неё будут заусеницы и ногтоед. Кто в ночь родительской субботы, после трёхдневного поста, придёт с молитвой на погост, тот увидит там тени тех, кому суждено умереть в течение года. Поверье это принадлежит южной России и Украине. Есть много преданий о том, что испытали и видели на том свете обмиравшие и очнувшиеся впоследствии люди: страшные для суеверов рассказы эти обыкновенно оканчиваются тем, что трёх слов нельзя сказать, нельзя выговорить; это было им запрещено и язык отымается при всякой к тому попытке; а этих-де трёх словах и заключается всё главное и существенное. На Украине каждый человек, отговев, покупает вязанку бубликов (баранков) и делит её со всеми приятелями, чтобы увидеться с ними на том свете. При первом ударе колокола, во время благовеста, мужик не перекрестится; за вторым перекрестится, за третьим поклонится. Коли звезда падает, то это ангел за душой усопшего полетел; а если успеешь, не дав угаснуть этой искорке, пожелать чего-нибудь, то оно исполнится; ангелы на этом перелете никому ни в чём не отказывают. Остригши ногти, собирать обрезки в одно место; на том свете придётся по крутой горе лезть и ногти пригодятся. Это поверье принадлежит раскольникам. Для той же причины не велят бить кошек; они тогда снабдят из дружбы своими когтями. Когда убирают под венец невесту, то почётная, счастливая супруга должна ей вдеть серьги; тогда молодая будет счастлива. Исстари водилось, что брат невестин или другой мальчик должен в продолжение девишника укладывать жениховы подарки, на дому у жениха, который привозит их невесте; мальчик же должен обуть невесту под венец, подвязать ей подвязку и продать жениху косу её; молодая, в знак покорности, разувает молодого, у которого в сапогах плеть и деньги; ударив жену слегка, он её награждает. У крестьян, новобрачных укладывают не в жилой избе, а пустой клети или другом месте; стелют постель из снопов, и кладут именно 21 сноп; дарят младенца на зубок, дарят и родильницу, подкладывая тайком деньги под подушку. Во время венца кто первый из новобрачных ступит на подножие, тот будет властвовать; у кого свеча длиннее остаётся, или у чьих дружек, тот долее проживёт; если венец, для облегчения не надевают на голову невесты, то народ считает такой брак недействительным, незаконным, и предсказывает беду; если же над головою уронят венец, то и подавно. Молодых иногда осыпают деньгами, хмелем и хлебом; впрочем, большая часть сих и множество других, сюда относящихся, обычаев, не принадлежат собственно к поверьям, а именно к обычаям и к числу празднеств. В иных местах кладут под порог замок, в то время, когда молодые идут к венцу, и лишь только они перешагнут порог, как вещие старухи берут замок, запирают его и хранят, а ключ закидывают в реку; от этого молодые будут жить хорошо. Если баба заспит младенца, то он, по народному поверью, делается оборотнем, или по крайней мере не будет принят в число праведников. Кроме того, мать должна идти на покаяние и стоять 3 ночи в церкви, очертившись кругом; в первую ночь бесы будут только дразнить и казать ей младенца; во вторую будут его мучить и приглашать её, чтобы она вышла из круга и взяла его; в третью замучат его в глазах матери до смерти, а сами исчезают с первыми петухами, покинув труп. Мать должна вынести все это; если же она перешагнет заветный круг, то сама сгинет. В старину родители иногда скрывали крёстное имя дитяти, его называя вовсе иным, в уверенности, что человека нельзя испортить, изурочить, не зная имени его. Есть изредка также обычай, особенно когда дети не долговечны, чтобы вслед за народившимся младенцем выйти на улицу, дать ребёнку имя первого встречного человека и даже звать этого человека в кумовья. В прощёный день (воскресенье, перед чистым понедельником) дарят друг друга куличом, или огромным пряником (фигура), с солдатиками или надолбами по краям и с чашкой посредине; такой же пряник везут молодые, на другой день брака, к родителям, которые им кладут деньги или подарки на пряник. Если смочит поезд свадебный, то это счастье, как и вообще дождь означает благодать, обилие. Усопших младенцев непременно подпоясывать: во-первых, для того, чтобы их на том свете по первому взгляду можно было распознать от татарчат и жиденят; во-вторых, чтобы малюткам, гуляя по вертоградам небесным, можно было собирать за пазуху виноград. Если ребёнок умирает, то подать его нищенке Христа ради в окно; коли та, ничего не зная, примет его, помолится и посадит под избой, то будет жив. Затмения, как известно, предзнаменуют, в глазах народа, бедствия, чему верили невежды почти во все времена и во всех землях. Явления эти весьма приноравливались к событиям настоящим, будущим или прошедшим и по необычайности своей всегда поражали умы народа и настраивали их на ожидание чудес или бедствий.

    У раскольников есть много странных поверьев, нередко порождения довольно дикого, необузданного воображения, кои иногда основаны на безграмотной игре слов: кто пьёт чай, отчаивается от Бога; кто пьёт кофе, налагает ков на Христа; хмель и табак произросли на могиле знаменитой блудницы, – хмель из головы, а табак из чрева. На этом основании вероятно хмель считается у них благороднее табака, многие раскольники не чуждаются его, тогда как табаку все они не терпят, называя его смертельным грехом. Раскольники в особенности настоятельно требуют, чтобы остриженные ногти класть с ними вместе в гроб, и даже носят обрезки эти в перстнях. Земля, по народному поверью, лежит на трёх рыбах, китах или даже на четырёх; но один из них умер, отчего и последовали потоп и другие перевороты; когда же перемрут они все, то последует преставление света. Между тем, когда киты эти, отлежав бока, начинают оправляться да повертываться, то бывает трус, землетрясение. Иные, напротив того, утверждают, что свет стоит на трёх слонах. Прежде нас жили на свете волоты, великаны, после нас будут пыжики, т.е. карлы. Народное поверье волотам назначает место жительства в вологодской стороне; вероятно этому подало повод одно только сходство звуков. Народ ожидает преставления света непременно в одну из великих суббот, перед Троицей. Если по торной дороге подымается столбовой вихрь, то это чёртова свадьба, ведьма с сатаной венчается, или, по крайней мере, возится; а потому, если кинуть в вихорь этот нож, то он будет в крови. Чума летает уткой, а голова и хвост у неё змеиные. Не садиться по 13-ти человек за стол и не подавать другому соли; эти два поверья, как всякому известно, напоминают измену Иуды. Не дарить ни ножа, ни ножниц, не принимать булавки, разве уколоть слегка передателя, или отдать грош, т.е. купить вещи эти. Взяв от соседа прививку плодовую, или отводок, также должно положить около дерева копеечку, чтобы ветка хорошо принялась. Молодых супругов сажают на мохнатую шубу, в ознаменование привольной жизни; велят также стричь ребёнка на шубе: богат будет; когда ребёнок впервые пойдёт, то черкнут ножом по земле между ног, что и называется перерезать путы. Если у ребёнка долго зубы не режутся, то проколоть чёрному петуху гребешок, костяным или деревянным гребнем, и кровью помазать десны. Это поверье, принадлежа отчасти к разряду симпатических средств, конечно, придумано для того, чтобы успокоить встревоженную мать, при таких обстоятельствах, где человеческая помощь невозможна. Советуют также надевать ребёнку ожерелье из рачьих жерновинок, носить фиалковый корень и проч. Пожар от грозы заливать парным молоком от чёрной коровы. Коли чёрная корова с вечера впереди стада идёт на село, то день будет ненастный, коли белая, ясный. Коли корова перестанет доиться, то кто-нибудь из счастливых в семье, обыкновенно девушка или ребёнок, должны выкупить её у хозяйки или у коровницы, за грош; корова называется с того времени собственностью покупателя и будет опять доиться. Коли корова доится с кровью, что между прочим случается-де оттого, когда под брюхом у неё пролетит невзначай ласточка, то подоить её сквозь обручальное колечко хозяйки; ласточка же пролетает под коровой в наказание за то, когда кто разорит у неё гнездо. Чтобы предупредить порчу свадьбы от недоброго кудесника, который-де не только сделает, что кони не пойдут со двора, но, пожалуй, оборотит и гостей и молодых в волков, все гости и поезжане опоясываются, сверх рубахи, вязаным, а не плетёным, пояском, в котором тьма узелков. Колдун ничего не может сделать, не развязав сперва всех узелков, или не сняв с человека такой поясок. Крестьяне рассказывают, что такие оборотни, т.е., волки, бывшие когда-то свадебными гостями, попадаются; если подобного зверя убьёшь, то на нём, к крайнему удивлению всех крещёных людей, найдёшь под шкурой красную рубаху, – но только без опояски! Так дорого можно поплатиться иногда за небольшую оплошность! Есть поверье, что ворон купает детёнышей своих в великий четверток, и приносит для этого воду в гнездо своё в выеденном яйце. Ворон, ворона, грач, сыч, сова, филин, пугач, иногда также сорока и кукушка, – почитаются зловещими птицами, и притом не только у нас, но почти повсюду. Если ворон и филин кричат, сидя на кровле, то в доме быть покойнику. Ночные птицы получили прозвание зловещих, конечно, за дикий, неприятный крик, который, среди глухой ночи, иногда чрезвычайно неприятен; так наприм., пугач, большой лесной филин, завывает точно как человек, зовущий отчаянно на помощь; а иногда, как ребёнок; иногда хохочет, стонет или ржёт. Нет сомнения, что пугачу надобно принять на свой счёт большую часть того, что рассказывают о лешем. Суеверы носят при себе когти филина, чтобы отвратить от себя зло. Ворон, ворона, сорока, грач, вероятно, попали в этот разряд, как полухищные, жадные к падали и до нестерпимости крикливые, вещуньи. Иногда загадывают, сколько лет кому жить, и считают, сколько раз кукушка кукукнет. Отчего вообще птица, залетевшая нечаянно в покои, особенно воробей, предзнаменует бедствие, смерть в доме и проч., этого объяснить не умеем; но птичка, залетевшая в чистом поле прямо в руки, а равно и гнездо, свитое где-нибудь в доме, бывает, как думают, к добру. Не велят бранить пойманного сома, хотя это для рыбаков не находка, стращая тем, что водяной чёрт за такую брань отомстит. Ласточку, голубя, пигалицу и синичку, по мнению народа, бить грешно, за это бывает падёж на скот. Есть ещё поверье, что если собаки ночью воют или когда они роют норы, то будет в доме покойник. Много раз уверяли тут и там люди, что собаки, лошади или другая домашняя скотина предчувствовали, предугадывали смерть хозяина, и что животные показывали это воем, мычаньем, ржаньем, ночным топотом, необычайною пугливостью, страхом и проч. Там, где подобное предчувствие относится до внезапной, насильственной, смерти, оно во всяком случае необъяснимо, а потому уже слишком невероятно; но нельзя оспаривать возможности того, чтобы какое-либо животное не могло чувствовать, не знаю каким чутьём или чувством, невидимой для нас перемены, происшедшей с таким человеком, который по состоянию своего здоровья не может прожить более известного и весьма короткого срока, который обречён уже тленью, носит в себе ничем не утолимый зародыш смерти, и поэтому самому, может быть, в испарине своей, или Бог весть как и где, представляет для некоторого рода животных нечто особенное и неприятное. Я не утверждаю всего этого; я только не отвергаю такую возможность. Опытные врачи, фельдшера, сиделки и хожалки видят иногда по первому взгляду на больного, что его спасти нельзя. Иные утверждают даже, что слышут это чутьем, по испарине; почему же другое существо, или животное, не может видеть или слышать то же самое, но только ещё горазд ранее, может быть, накануне, или даже несколькими днями прежде нас? Как объяснить себе чутьё, которое безошибочно указывает собаке, что на таком-то месте пробежал заяц, причём собака ещё знает, до какой степени след этот свеж, и что всего мудренее, в какую сторону заяц пробежал, взад или вперёд?

    Есть чисто шуточные поверья, или лучше сказать, просто, шутки, в кои однако же иные свято верят; наприм., когда стоят жестокие морозы, то должно с вечера насчитать 12 лысых, поименно, назвав последним самого лысого, у которого голова как ладонь, от бровей до затылка: на нём мороз лопнет. Когда в бане моют барчонка, то приговаривают: Шла баба из-за морья, несла кузов здоровья; тому, сему кусочек, тебе весь кузовочек; а когда окачивают водой: С гоголя (гуся) вода, с тебя худоба; вода б книзу, а сам бы ты кверху; сороке б тонеть, а тебе бы толстеть, и проч. Девиц умывают с серебра, чтоб была девушка бела и богата; это называется умыться водой, в которую, при первой весенней грозе, брошена серебряная ложка. Чтоб быть белой и чистой, девушки моются также первым снегом, с кровли бани. Если все девочки родятся, то в этот год войны не будет; если ребёнок наперёд станет говорить папа, а также если младенец родился с косичкой, то вслед за ним родится сын; а если заговорит мама, то дочь. Сидеть между двух сестер или братьев, значит вскоре жениться, или замуж выйти. Правая ладонь чешется – отдавать деньги, левая – получать; локоть чешется – на новом месте спать; переносье чешется – о мёртвом слышать; кто щекотлив, тот и ревнив; за первым вешним громом выбежать умыться дождевой водой, с золотым кольцом на пальце, или ухватиться за карман, в котором деньги, что делают также, увидав молодой месяц, и сказать, при деньгах! – богат будешь. Если зеркало поднять над головой, так, чтоб в нем отразился молодой месяц, то увидишь столько лун, сколько луне дней. Эта шутка основана на том, что при таком косвенном отражении месяц в зеркале точно двоит и, пожалуй, иногда семерит. Если волосок из ресниц вывалится, положить его за пазуху, будет подарок. У кого редкие зубы, не будет долго жить. Если забывшись ляжешь спать в одном чулке, то приедет тот, кого ждёшь. Если булавку на полу увидишь к себе головкой, то это хорошо, а к себе острием, худо. Если брови свербят, будешь глядеть на потных лошадей, т.е., принимать гостя; выщербленные деньги обещают прибыль, и поэтому их должно хранить в кошельке. Когда у детей падают зубы, то велят стать тылом к печи, закинуть зуб через себя и сказать: мышка, мышка! на тебе костяной зуб, а мне дай железный; или: на тебе репяной зуб, а мне костяной. Смешное и глупое поверье, что икота есть беседа души с небом вероятно также было сначала неуместной шуткой; кому икается легко, того добром поминают, а при тяжелой икоте, за глаза бранят. Когда лошадь дорогой распряжется, то что-нибудь дома нездорово, либо жена изменила, если сам хозяин в дороге. Если мышь попортит часть свежего товара, то купцы утешаются тем, что товар от этого скоро и хорошо с рук пойдёт. Если кто в беседе скрестит незаметно ноги, нога на ногу, то от этого последует всеобщее молчание. Если кто плюнет себе на платье, то это означает, что скоро будет обнова. В новый год должно надеть обновку; тогда их много будет в течение года. Другие толкуют, что плюнуть на себя, значит терпеть напраслину. Кто ущемит платье в дверях, выходя из дому, тому скоро в этот же дом возвратиться. Если из вязанки дров вывалится полено, то будут гости. Кто поперхнётся в разговоре, тот хотел соврать; кто поперхнётся первым глотком, к тому спешит обеденный гость. Обнову предвещает и то, когда собака, став перед кем, потянется. Если уши горят, то заглазно над тобой издеваются; если в ушах звенит, то загадывают что-нибудь и спрашивают: в котором ухе? когда отгадают, то загаданное сбудется. Если в беседе чихнёшь, то это подкрепляет истину того, что говорится. Кроме того, иные говорят, что чихнуть в воскресенье, значит в гостях будешь; в понедельник, прибыль будет; во вторник – должники надоедят; в среду, станут хвалить; в четверг, будешь сердиться; в пяток, письма или нечаянная встреча; в субботу, о покойнике слышать. Если у женщины, при одевании юбки, подол случайно загнётся, то предсказывают ей роды. Если каша или пирог-баба подымется из горшка и наклонится в печь, то к добру; если же из печи, то к худу. Если кузнечик кует в доме, то иные уверяют, что он выживает из дому. Счастливый сын походит на мать, а счастливая дочь на отца. Самовар играет, гостей зазывает, кто мимо пойдёт, зайдёт. Невзначай свечу погасить – нежданный гость. Булавочка из наряда молодой хранится подругами и обещает счастье, а девушке скорое замужество. Свеча грибком нагорела – будет письмо, и с той стороны, куда нависла. Если шутка эта не в связи с поверьями о ведьме, то она просто придумана для потехи; но я знал помещиц, кои читали Сю и Занда, а строго придерживались помела и кочерги. Кто невесел, с утра брюзжит, встал левой ногой с постели. Кто утрет лицо первым яичком рябенькой курицы, у того не будет веснушек. Руки горят – бить будешь; руки стынут – кто-нибудь тебя злословит; если мужчина белоручка, то невесте его не быть красавицей; нагорела свеча – долгоносая невеста; кошка умывается, сорока у порога скачет, самовар поёт, полено дров из беремени повалится, нечаянно свечу погасить, всё это значит: будут нежданные гости. Тёплая или холодная лапа у кошки означает добрых или недобрых гостей. Чулок или рубашку наизнанку надеть, потерять подвязку, остегнуться пуговкой – пьян или бит будешь. Не строить нового дома под старость, не шить обновы, в особенности белья, иначе скоро умрешь; эти поверья, может быть, частью придуманы наследниками, чтобы удержать стариков от безрассудного мотовства, а может быть, возникли и оттого, что, затевая житейское, старику и старушке поневоле приходит в голову близкий конец их, а это, для многих, воспоминание неприятное. Кроме того, весьма нередко случается, что, затеяв под старость обшиваться и строиться, человек умирает, не покончив дела, и это в таких случаях служит подтверждением суеверью. Я знал в Москве старушку, богатую вельможу прошлого века; она уже лет 20 не шила на себя белья, ни за что не соглашалась к этому, считала всякого, кто ей о том говорит, смертным врагом своим, и ходила в таком белье, на котором, кроме подновляемых по временам заплаток, не оставалось ровно ничего.

        В.И. Даль

   
Ср 12 Сен 2012 17:22 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
Вышел очередной, 294 номер дайджеста сайта Gardenia.ru
http://gardenia.ru/digest/digest_294_sbig.html



Прогноз погоды и будущего урожая по приметам
(народный календарь и традиционные виды работ):

- 2 октября – Трофимовы вечёрки. С этого дня начиналась Пчелиная девятина (2-10 октября) — в течение девяти дней готовили ульи к будущей зиме. В эти дни принято было по утрам есть чайную ложку мёда и запивать теплой водой. Считалось, что святой Трофим помогает искать женихов. Парни и девушки на вечёрках угощались мёдом и общались: «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним».

- 3 октября – Астафий, Евстафий Ветряк. В Астафьев день отмечали свой праздник мельники, работающие на ветровых мельницах. Следили за погодой: "На Астафья примечай ветры: северный - близко стужа (похолодание до сухого мороза); южный - к теплу; западный - к мокроте, к дождям до Покрова (14 октября); восточный - к вёдру, жди ясную погоду", «Ветер с юга – к хорошему урожаю озимых на следующий год», «Коли утром туманно, а днём тепло и летит белая длинная паутина - к хорошей осени и нескорому снегу». В этот день обычно дули сильные очищающие ветры: было принято вытряхивать пыль из домашних вещей, а также проветривать одежду на улице.

- 4 октября – Кондрат да Игнат. «Погода этого дня продержится без изменений четыре недели». «Ясная погода при резком северо-восточном ветре предвещает холодную зиму и изобильные урожаи в следующем году». В этот день обязательно усиленно работали: «Не присядешь без дела на Кондрата да Игната - будешь богатым».

- 5 октября – Фокин день, Ионов день, Листодёр. Обычно в этот день ветер порывами сдирает с деревьев листву - начинается листодер: «Если лист с березы на Фоку не опал, то снег ляжет поздно».

- 6 октября – Предтеча, Ираида Спорная. Считалось, что после этого дня начинается настоящая холодная осень: «Осень - третье время года, с сентября 23 числа (по старому стилю) до декабря 25 дня».

- 7 октября – Фекла Заревница. «На Феклу ночи темны, а день убывает», «На Феклу день убегает уже не куриными и не лошадиными шагами, а скоком жеребчиным». Именно в этот день часто играли свадьбы: «На Феклу всё, что завяжешь, - не развязать».

- 8 октября – Сергиев день. По его погоде судили об установлении зимы: «Если в этот день идет дождь со снегом, то в январе три раза будут сильные оттепели, а если солнечно и тепло – будущий июль будет дождливым и холодным», «Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день (21 ноября)», «Если на Сергия хорошая погода, то стоять ей три недели». На Сергия обычно рубили капусту: «Капусту солят с первыми заморозками, раньше нельзя - закиснет».

- 9 октября – Иван Богослов. В этот день судили о предстоящей погоде: «Если на Богослова идёт снег, то зима ляжет на Михайлов день». «Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то скоро зима ляжет», «Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима».
Laughing
Вт 02 Окт 2012 13:23 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
НОВАЯ РАССЫЛКА:
9 октября – Иван Богослов. В этот день судили о предстоящей погоде: «Если на Богослова идёт снег, то зима ляжет на Михайлов день (21 ноября)». «Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то скоро зима ляжет», «Если идет дождь со снегом, то в январе трижды будут сильные оттепели», «Если солнечно и тепло то июль будет дождливым и холодным», «Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима».

- 10 октября – Савватий Пчельник. В этот день убирали ульи – заканчивались Пчелиные девятины.

- 11 октября – Харитон. Этот день слыл в народе недобрым, поэтому старались не ходить в чужие дома и не выбрасывать мусор, а занимались разными другими домашними делами.

- 12 октября – Феофанов день. На Феофана Милостивого тепло возвращается: «Если на Феофана много звезд - к сухой осени».

- 13 октября – Михаил Соломенный. Вобравшая в себя силу земную и солнечную, солома всегда почиталась на Руси. На соломе человек рождался, на ней же и умирал. На соломе не только спали, ею и занавешивали окна в доме зимой, использовали в садово-огородных делах и для ухода за животными. Вечером на Михаила Соломенного молодые бабы сжигали свои соломенные постели, с этой ночи спали на новых постелях. А старушки сжигали только одни лапти, чтобы «зиме ходу дать». «Если в этот день снег не упадет, то зима не скоро настанет». Детей купали на пороге из решета «от болезней и от призору».

- 14 октября – Покров Богородицы. Великий праздник, с которого начинали играть свадьбы, выпадение снега в этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных. «На Покров - первое зазимье», «Для урожая хорошо, коли к Покрову снег лёг», «Дождливый Покров пчёлам благодать несёт», «Если этот день ясный – к долгой осени», «Каков Покров, такова и зима», «Откуда на Покров ветер, оттуда и холода придут», «Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна и малоснежна; ветер с запада – к снежной зиме, с севера – к холодной, с юга – к теплой», «Если в этот день ветер порывами налетает, то и зима будет переменной, непостоянной», «Если на Покров выпадет снег, то и в Дмитриевский день (8 ноября) тоже будет снег непременно», «Если Покров наголе - Екатерина наголе (7 декабря)», «На Покров до обеда осень, после обеда - зима», «Покров землю покроет то листом, то снежком», «Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму», «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество», «Успенье засевает, а Покров последние плоды собирает».

- 15 октября – Куприян и Устинья, 16 октября – Денис Позимний, Осенние лихорадки. В эти два дня и в следующий день молились и произносили заговоры от сглаза и нечистой силы. Против осенней лихорадки у наших предков в особо ценились эти лекарственные растения – лук, хрен, чеснок и редька.
Вт 09 Окт 2012 17:34 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
СВЕЖЕЕ: Wink


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам
(народный календарь и традиционные виды работ):

- 23 октября – Лампея, Евлампий. «Евлампий – зимоуказатель», «Коли на Евлампия грязь да слякоть, октябрь-грязник до Казанской (4 ноября) снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится», «Если на Евлампия рога месяца не север, то оттуда повеют метели со снегом, зима придет скоро и ляжет посуху; а если на юг – не жди скорой зимы, будет слякоть да грязь до самой Казанской».

- 24 октября – Филиппова канитель. «Филипп к печи прилип – так дороги развезло».

- 25 октября – Пров, Андрон звездочёт. В этот день следили за появлением звезд до полуночи, по ним определяли погоду и виды на будущий урожай: «Если звезд на небе много, то будет хороший урожай гороха», «Много ярких звезд – к урожаю следующего года», «Звезды яркие на Прова - к морозу, тусклые звезды - к оттепели, мигают – к перемене погоды, пылают – к ветрам и сухому году».

- 26 октября – Иверская. Празднование в честь Иверской иконы Божьей Матери, которой молились на Руси об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли.

- 27 октября – Параскева Грязниха-Порошиха, Параскева Льняница. «На Грязнуху не бывает сухо – то дождь, то пороша», «Если в этот день сыро, то до настоящей зимы останется ещё четыре недели (24 ноября)» «Если на Грязниху грязь – ждать четыре недели до настоящей зимы, и четыре смены до зимы (т.е. четыре раза погода сменится)», «Яркие звезды на Параскеву – к хорошему урожаю», «Коли сухо и ветрено, то в следующем году лето сухое и не особенно урожайное, а коли дождь и тихо – будет урожай богатый». Первые вязки льняного волокна несли в церковь для освящения.

- 28 октября – Ефимий Благочестивый. Считалось, что «Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает - и с этого дня зима начинает набирать силу».

- 29 октября – Лонгин-Вратник, Сотник. В старину в этот день обязательно выносили зимние одежды на утренний морозец, который называли целебным. Лонгин Сотник почитается в народе целителем глазных болезней.

- 30 октября – Осий. « На Осия - колесо с осью до весны расстаётся». Гадали по скрипу тележных колес об урожае: «Если в этот день колеса едут тихо, не скрипят - к богатому урожаю».
Ср 24 Окт 2012 0:41 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
VV
Светловолосый брат VladimirVas'a


Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 2163

Сообщение Ответить с цитатой
   
Приметы



– примеченные человеком, непонятные для него, но постоянные отношения между какими-нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием, человек выводит заключение о существовании какой-то связи между предыдущим и последующим и сохраняет в памяти плоды своих наблюдений; образовавшиеся таким образом П. более или менее верны, смотря по характеру наблюдений. Другая причина образования П. заключается в том, что предметам и явлениям, имеющим особое значение, приписывается таинственное, сверхъестественное влияние и действие; происходящий отсюда ряд П. основан уже не на непосредственном опыте и наблюдении, а есть следствие представлений, верований и носит название предрассудков. Между теми и другими П. существует, несмотря на различие по происхождению, самая тесная связь. Так как П. существуют уже много веков, возникли в различное время и подвергались многочисленным искажениям (отчасти вследствие преследований со стороны церкви), то в настоящее время весьма трудно, а иногда и невозможно определить, откуда возникла П.: из действительного наблюдения и опыта или из священного значения во времена язычества того предмета или явления, к которому она относится. Часто П. кажется не чем иным, как результатом наблюдений над явлениями природы, привычками животных и т. д. – а при ближайшем рассмотрении оказывается, что её породило не наблюдение, а верование. П. можно разделить на две группы: одни указывают на действительную или мнимую связь и постоянные отношения, существующие между различными явлениями природы; другие указывают на такую же связь между явлениями природы и событиями, большей частью случайными, в жизни человека и народа или же на отношения между событиями в жизни человеческой. П. первой группы являются главным образом результатом наблюдений над естественными явлениями и служат преимущественно для предсказания погоды; например лошади фыркают перед дождём; толкунцы толкутся перед вёдром; на молодом месяце рыба клюёт; рыба не клюёт перед дождём; кошка спит, закрыв рыло, – стужа будет и т. д. Впрочем, многие П., предсказывающие погоду, объясняются не опытом, а древними языческими верованиями. П. второй группы – все несомненно языческого происхождения или составлены под влиянием языческого мировоззрения. В них сохранилось многое, что уже истреблено в поверьях, сказаниях, обрядах, обычаях и других преданиях незапамятной старины. П. обставляют жизнь подробным кодексом условий и верно передают картину младенческого состояния человека, когда он беспрекословно подчинялся окружающему его миру и приписывал каждому явлению и предмету жизнь и произвольность. Так, в П. играет роль ночь, как царство тьмы, злых и враждебных духов, в противоположность дню, как царству света, жизни: солнышко закатилось – не бросай сор на улицу, пробросаешься; не гляди в окно до утренней зори – грешно. Дню и ночи соответствовали лето и зима, тепло и стужа; утопленник – к стуже; где ласточки гнездятся (провозвестницы весны) – счастливое место; если филин (ночная птица) сядет на крышу дома и станет кричать – приключится смерть одному из домашних. Благоприятное знаменование правого и неблагоприятное левого также часто встречаются в П.: если правая ладонь чешется – деньги получать, если левая – отдавать; если звенит в правом ухе – тепло будет, если в левом – стужа; увидеть народившийся месяц с правой стороны – будет неожиданное счастье (последняя П., судя по многим признакам, принадлежит к остаткам глубокой древности). Так как огонь и очаг имели священное значение, то и о них есть много П.; погас огонь нечаянно – нечаянный гость будет; не клади дрова в печь востриками – ссора будет; полено упало – чужие гости будут; развалились в печи дрова – гости будут; не бей человека лучиной – чахотка будет; когда печётся хлеб – не садись на печь, хлеб неудачен будет. Чёрные тараканы, любящие тепло и потому живущие в особенности около печки (отсюда: таракан запечный), именно вследствие этого слывут в народе вестниками счастья: в доме много чёрных тараканов – к богатству; убивать их не следует. Важное значение в язычестве имело жильё и всё, что к нему принадлежало; это доказывают множество П. Не стучи ключами – ссора будет; не шагай через коромысло – судороги потянут; не клади пряжу на стол – сорок грехов наживёшь (прялка – непременный атрибут ведьмы). Обед также имел религиозное значение, отсюда П.: перекрестившись после стола, не садись опять есть – крестники умрут; не выходи из-за стола в другую сторону – заблудишься; не оставляй на столе нож – лукавый зарежет; ложкой в край чашки не стучи – ссора будет. Известны П., сопряжённые с порогом (см.). Особенное значение имело метение: не мети вдруг везде – разойдётся богатство; мети избу чище – попадётся хороший жених. Ещё большее значение имеют для П. живые существа, главным образом принадлежащие к дому, живущие во дворе. Так, например, приметы про кошку: когда кошка чихнула, скажи здравствуй – зубы не заболят; кошка загребает лапами – гости будут. Про собаку: не пихай собаку – судороги потянут; собака лает перед домом книзу – покойник будет, кверху – пожар будет. Петух и курица играют важное значение в народных суевериях и в П.: кто крал кур, у того руки трясутся; солома пристанет к хвосту курицы – в доме покойник будет. Мышь уже у древних греков и римлян считалась пророческим животным: ей приписывали способность предсказывать погоду, а иногда и судьбы целого государства; появление белых мышей считалось счастливым предзнаменованием; древняя русская П. говорит, что мышь порты грызёт – к худу; когда мышь вьёт гнездо наверху копны вскоре после того, как она сложена, – будет холодная зима; если мыши сильно нападают на хлеб – будет голод. П. относительно зайца, который приносит несчастье, если перебежит дорогу – общераспространенная у славянских народов, немцев, французов и т. д. Крик птиц также имел значение П.: у греков и римлян истолкование зависело от места, которое занимала птица по отношению к наблюдателю, а также от силы и повторения крика. Ворон в особенности играет роль вещей птицы: вороний грай (полет с криком) с древнейших времен в России считается недобрым знаком; есть особые заговоры от вороньего грая. Во французских и английских народных П. ворон играет видную роль при предсказаниях погоды. Ср. Сахаров, «Сказания русского народа»; К. Кавелин, «Несколько слов о П.» (в «Архиве историко-юридических сведений» Калачева); А. В. Смоленский, «Чувашские П. о погоде и влиянии её на хозяйство» (Казань, 1895).

        Брокгауз и Ефрон

   
Ср 24 Окт 2012 11:25 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
ОПЯТЬ Я ЗА СТАРОЕ Embarassed


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам
(народный календарь и традиционные виды работ):

- 30 октября – Осий. « На Осия - колесо с осью до весны расстаётся». Гадали по скрипу тележных колес об урожае: «Если в этот день колеса едут тихо, не скрипят - к богатому урожаю».

- 31 октября – Лукин день. Апостол Лука считался покровителем лука, природного врачевателя и целителя «от семи недуг». В этот день традиционно устраивались «луковые базары».

- 1 ноября – Иванов день. Этот день традиционно считался проводами осени и встречей зимы. «Если в этот день холод и снег – весна будет поздняя и холодная, а если оттепель – тёплая».

- 2 ноября – Артемий Садок. В этот день было принято заниматься починкой заборов: «Чем лучше да крепче забор, тем урожайнее следующий год будет».

- 3 ноября – Илларион Великий, Пороша. С этого дня обычно начинает заметать пороша. «Если на Иллариона снег ляжет на сырую землю и не растает - весной рано зацветут подснежники». «Если на Иллариона выпадет снег на мерзлую землю - в следующем году это сулит хороший урожай хлеба».

- 4 ноября – Казанская. «Если в этот день ненастье, то зима скоро придёт», «Если утром туман - ростепелям ещё быть», «На Казанскую погода обманчива: с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами лежит», «Коли на Казанскую дождь пойдет - все луночки нальет, а снег пойдет - все дороги заметет». Было принято на Казанскую проветривать и можжевельникомокуривать подпол, чтобы не было плесени, а запасы хорошо хранились и не иссякали.

- 5 ноября – Яков Гужник. В этот день следили за погодой и судили о будущей зиме: «Коли на Якова мелкий снег пойдет, то с Матрены (22 ноября) зима на ноги встанет». «Дожди в этот день очень полезны для урожая». В саду-огороде подкармливали птиц, чтобы в будущем году насекомые не вредили растениям.

- 6 ноября – Афанасьев день, Светец. С этого дня начинались девичьи зимние посиделки.

Embarassed
Вт 30 Окт 2012 18:57 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
- 25 декабря – Спиридон Солнцеворот, первый предвестник весны. «С Солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок». Считалось, что с этого дня зима хоть и сильна, но солнце уже начинает склоняться к лету: «Солнце на лето – зима на мороз», «На Спиридона-Солнцеворота медведь на другой бок поворачивается». Крестьяне не работали в этот день. Предсказывали будущую погоду: «Если большой мороз утром – проморозит до Крещения (19 января)», «Ветер на Спиридона – к урожаю гречихи, июньских заморозков не будет», «С какой стороны в этот день подует ветер, с той стороны будет дуть он до весеннего равноденствия». «Если на Спиридона солнечный день, то Рождество будет морозное, а если хмурый - к пасмурному Рождеству». «Если на Спиридона происходит перемена ветра, то на будущий год будет хороший урожай гречихи», «Если на Спиридона с утра солнечно, не спеши с ранним севом». В этот день ставили на окно, в кувшин с водой, срезанные ветки вишни – если к Рождеству ветки распускались и выбрасывали цвет – это сулило хороший урожай в будущем году. «Спиридонов день, подымайся вверх», - приговаривали садовники, встряхивая яблони для лучшего плодоношения. В этот день кормили кур гречихой, «чтоб раньше и лучше неслись».

- 26 декабря – Евстрат. По погоде первых 12 дней, следующих за Спиридоном, судили о погоде для каждого из 12 месяцев наступающего года. «Евстрат солнышку рад»; считалось, что в этот день категорически нельзя сквернословить.

- 27 декабря – Филимон. К этому дню следовало завершить все срочные дела, и в доме должен быть полный порядок.

- 28 декабря – Трифон. День прибавляется, солнце всё больше просыпается и шлёт на землю лучи, которые пронзают нечистую силу. В этот день, ранним утром было принято выносить и высыпать в огород горячие угли. «Если снегопад 28 декабря, то будет метель 28 марта».

- 29 декабря – Аггей Инесей. В этот день тоже примечали погоду: появление инея на деревьях сулило тёплые Святки. «Если снег к забору привалит вплотную – к плохому лету, если останется промежуток – к урожайному». «Если на Аггея сильный мороз, то стоять ему до Крещенья». Крепкий мороз на Аггея указывал также на хорошую погоду в страдную весеннюю пору – на тёплые дни в конце апреля, солнечное и сухое начало мая. «Коли в этот день иней – Святки будут ясными и теплыми».

- 30 декабря – Данила. «Если на пророка Даниила иней – к тёплым Святкам». «В Данилов день запахло святым духом и ладаном». В ночь на Данилу девушки гадали на трёх листиках лавра, чтобы приснился суженый.

- 31 декабря – Модестов день. Этот день тоже был подходящим для разнообразных гаданий – о своей судьбе и достатке, о погоде в новом году. Святой Модест считался хранителем скота, поэтому в молитвах к нему просили о здоровье домашних животных. Перед Новым годом принято было раздавать все долги, и не брать денег взаймы, чтобы не расплачиваться весь следующий год.

- 1 января - Новый год, Илья Муромец, Пров. В новогоднюю ночь продолжались гадания о предсказании судьбы. Не принято было выполнять тяжёлую и грязную работу, чтобы будущий год не был трудным. «Чем дольше простоит в доме новогодняя елка, тем счастливее будет новый год». «Если на Новый год много звезд на небе, яркая луна - ягод много будет, хороший урожай гороха и чечевицы», «Сильный ветер – к урожаю орехов», «Если в Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю», «Иней – на скорые святочные снега», «Если в Новый год постучать по дереву груши или яблони, оно даст богатый урожай». Этот день считался идеальным для заготовки древесины: «Срубленное 1 января дерево не гниет, каменеет». В этот день кланялись Земле Родной и вспоминали подвиги её защитников.
Вт 25 Дек 2012 19:55 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена Премудрая
Парашютистка, певица, комсомолка...


Зарегистрирован: 19.02.2008
Сообщения: 1241

Сообщение Ответить с цитатой
Прогноз погоды и будущего урожая по приметам
(народный календарь и традиционные виды работ):

- 22 января – Филипп. В этот день обязательно ходили в баню. Хозяйки убирались, мыли дом, стирали. «Если на Филиппа ясно - хороший урожай летом».

КАК ТАМ В ЧИЛЬЧАГАХ? ЯСНО СЕГОДНЯ?

...
- 23 января – Григорий-летоуказатель. Следили за погодой: «Какой этот день, такое и лето». Примечали по инею, какое лето будет: дождливое или засушливое. «Если на сенных стогах есть иней, то лето будет мокрое», «Если иней на деревьях - к сырому году», «Если иней весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь». «На Григория ветер с юга - к грозному лету».

- 24 января – Феодосий-весняк. В этот день следили за погодой и делали прогнозы на будущее: «Теплые дни января недобром отзываются», «Оттепель в этот день - к затяжной весне, стужа – к позднему и трудному посеву яровых», «Федосеево тепло - на раннюю весну пошло», «Теплый Феодосий не отзовется добром летом», «Если морозный Феодосий - яровые посеешь поздно».

- 25 января – Татьяна Крещенская. По погоде этого дня тоже судили о будущем лете и прогнозировали урожай: «Если на Татьянин день морозно и солнечно, небо ясное - к урожаю, раннему прилету птиц», «На Татьяну теплая метель - к засухе и неурожаю», «Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое». В этот день славили Солнце: хозяйка пекла большой каравай, который делился на всех членов семьи.

- 26 января – Ерёма. Про этот день, который часто бывал морозным, говорили: «Ерёма – сиди дома», «Ерёма на печи, а кошка в печурке». «Если лес трещит – к затяжным морозам», «Если лес шумит – к снегу и оттепели», «Сильная тяга в печи – на мороз, слабая – к теплу». Следили за поведением кошки и по нему предсказывали будущую погоду, например: «Если кошка по полу катается – к теплу».

- 27 января – Нина, обряды скотины. В этот день было принято славить и особо обихаживать домашних животных. Следили за погодой: «Если деревья в инее – к теплу, белые облака – к стуже», «Если в морозный день снег пошел – к потеплению», «Столб от солнца на закате – на мороз», «Коли ворона утром каркает – к метели», «Раннее пение петухов в мороз – на тепло».

- 28 января – Павлов день. Этот день считался несчастливым, двери и окна дома окропляли святой водой. Следили за погодой: «Если ночь звездистая на Павла - к урожаю льна», «Если на Павла ветер - год будет сырой», «Ветреный буранный день – к морозной ночи, к сырому году», «Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев за­витками вниз, а не торчат вверх - к урожаю».

- 29 января – Пётр Полукорм. Проводили ревизию запасов в сенниках и амбарах: «От Петра-полукорма должна остаться половина хлеба и зимнего корма», «Пётр-полукорм делит зиму на две части».
Вт 22 Янв 2013 13:02 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:    
Ответить на тему    Форум «Родовое поселение «Росинка» » 7.3  Мудрость древних Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти: 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Design by Vjacheslav Trushkin / Easy Tutorials (phpBB Tutorials).
Color scheme by ColorizeIt!

File Attachment © by Meik Sievertsen